Очистка ото лжи

- Кто виноват в засилии водоросли спирогиры?
- Фосфаты и плохие очистные сооружения.
- А почему они плохие?
- Их же уничтожают промышленные стоки из депо! Неочищенные стоки! Там моют вагоны каким-то токсичным составом, который выводит из строя очистные сооружения города.
- Откуда вам это известно?
- Так это уже давным-давно всем ясно!
Почти любой диалог, который вы заведёте с людьми, которые считают себя разбирающимся в экологии, будет складываться по схеме, изложенной выше. Ведь большинство материалов, касающихся аномального роста спирогиры на севере Байкала, сводится к данной нехитрой формуле. Но что, если усомниться в растиражированной версии и лично отправиться в наречённую «обитель экологического зла»?


18 июня такая возможность представилась всем, кто радеет за экологию Байкала. В этот день Восточно-Сибирская железная дорога провела День открытых дверей в локомотивном депо и вагонном участке станции Северобайкальск. Воспользовались такой возможностью представители Координационного совета по вопросам экологии при главе Северобайкальска, представители городских очистных сооружений, органы федерального экологического надзора, а также сотрудники городских СМИ. Они получили уникальную возможность не просто увидеть работу железнодорожных очистных сооружений, но и задать любые вопросы специалистам ВСЖД. Для общественников и журналистов не было запретных тем и закрытых дверей. Представителям общественности продемонстрировали весь технологический цикл очистки стоков и позволили заснять его на фото и видео.


Рассказ о мероприятии следует начать с того, что на станции Северобайкальска два депо – локомотивное и вагонный участок. Это два разных объекта, и на каждом применяются свои технологии. Мы начнём экскурсию с локомотивного депо. Главный инженер сервисного депо Владимир Саранчин, начал экскурсию с исторической справки. 


- Сервисное локомотивное депо Северобайкальска было построено и введено в эксплуатацию в 1986 году. И уже через три года в нём заработали локальные очистные сооружения запроектированые Госхимпроектом по рекомендации ВНИИЖТ. С тех пор объект претерпел множество модернизаций, последнее из которых пришлось на 2007 год, когда здесь было установлено чешское оборудование. 

В 2006 г. согласно инвестиционной природоохранной программе ВСЖД фирма «ПРИРОДНЫЙ БАЛАНС» поставила, произвела работы по запуску в эксплуатацию  установки напорной флотации Supercell  SPC-6 производства Чешского филиала «KROFTA- KWI corp.». Также смонтированы и введены в действия два накопительных резервуара объемом по 60м3.


В 2017 г. согласно инвестиционному проекту ОАО «РЖД»: «Обеспечение экологической безопасности» по объекту «Оборудование экологическое и природоохранное» в эксплуатационное локомотивное депо Северобайкальск поставлен и смонтирован скиммер коллекторного типа N-Grease АМV-203Ех со встроенным нефтеотводящим лотком на общую сумму 768,366 тыс. руб. 

Для осуществления контроля за качеством очистки сточных вод на локальных очистных сооружениях в локомотивном депо ведется еженедельный производственный экологический контроль независимой лабораторией Федерального Бюджетного Учреждения Здравоохранения «Центр гигиены и эпидимиологии в Республике Бурятия», а также Центром экоаналитического контроля Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». По результатам исследований сточные воды соответствуют нормативным показателям, установленным федеральным законодательством Российской Федерации. 


На текущее содержание водоочистного оборудования ежегодно вкладываются денежные средства. В период с  2015 по 2018 годы на эти цели потрачено более полутора миллионов рублей. 

Только за последние полгода согласно инвестиционному проекту «Обеспечение экологической безопасности локомотивного депо» на предприятии проведена модернизация очистных сооружений с внедрением новых модулей водоочистного оборудования на сумму более 29 млн руб. 


Инженер по охране окружающей среды эксплуатационного локомотивного депо Северобайкальск Олег Шевчук рассказал о работе новых комплексов, которые были изготовлены в декабре 2018 года  (завод изготовитель и поставщик ООО «ФТК РОСТР» г. Санкт-Петербург).

- Мощность сооружений составляет 360 кубометров в сутки, тогда как реальная нагрузка – всего 4 кубометра. На данный момент у нас действует два контура очистки: основной и резервный. После прохождения всех ступеней, вода удовлетворяет всем нормативным требованиям сброса на центральную канализационную систему водоотведения и поступают в городской коллектор.

Отвечая на один из вопросов, Олег Шевчук упомянул о долгосрочных планах частичного перевода объекта на замкнутый контур. В то же время Олег Николаевич заметил: «Но и на данный момент стоки объекта соответствуют условиям приёма сточных вод в сети городской канализации». 


Следующим открытым для журналистов объектом стал вагонный участок. Главный инженер Владимир Алеханов, знакомивший экологов и журналистов с работой участка мойки вагонов, возмущённо недоумевает по поводу массы публикаций, голословно обвиняющих железнодорожников в самых немыслимых нарушениях. Особенно Владимира Николаевича возмущает то обстоятельство, что авторы этих публикаций никогда не посещали депо. В то же самое время на объекте действует система замкнутого цикла, то есть вода очищается и используется повторно. Кроме мощного и современного комплекса очистки стоков, вагонный участок оснащен установкой, подобной опреснителям воды на морских судах. Всё оборудование на локальных очистных сооружениях постоянно модернизируется. 


Исполняющий обязанности мастера предприятия ЗАО «Вагон-Сервис», осуществляющего услуги по наружной обмывке вагонов и очистке стоков, Александр Князев, продемонстрировал представителям общественности воду, получаемую на выходе системы очистки – она была кристально чистой и абсолютно прозрачной. 


Главный инженер вагонного участка Владимир Алеханов привёл и в высшей степени интересные цифры:
- На городские очистные сооружения поступает более 3 тысяч кубометров стоков в сутки. Вагонный участок сбрасывает в сутки лишь 18 кубометров, в том числе 0,6 м3 стоков после наружной обмывки вагонов. В сравнительном выражении это ничтожная доля составляет менее шести тысячных процента в общем от предприятия!


Отдельный вопрос – химические вещества, применяемые железнодорожниками. Все они соответствуют экологическим требованиям, а специалисты АО «ФПК» не скрывают их названий. Так, в арсенале работников вагонного участка разрешенные растворы «Авант-К», «Авант-Щ». Анаведин, в использовании которого упрекали железнодорожников, по словам Владимира Алеханова, вообще не входит в состав моющих средств, а используется  в медицине.


Многие могут упрекнуть: «Да ну! Это они на один день запустили своё оборудование, а как только общественники ушли, всё снова начало сбрасываться без очистки!» В этой связи можно отметить состояние агрегатов, продемонстрированных железнодорожниками. Узлы и компоненты пусть и новые, но на них видны следы долгой и постоянной эксплуатации. Заметны потёртости и прочие следы износа. Вместе с тем бросается в глаза идеальное техническое состояние всего оборудования.


Ещё одним упрёком скептиков может сделаться следующее предположение: «Конечно! Провели делегацию где надо – так, чтобы лишнего не увидели». И этот довод железнодорожники опровергли не словом, а делом. Ввиду предположения о, якобы, функционирующей прачечной, сотрудники АО «ФПК» отклонились от намеченного ранее маршрута и провели всех желающих в те залы, где раньше располагались помещения для стирки белья. Как смогли убедиться экологи и журналисты, никаких стиральных машин там не оказалось. На их месте сейчас расположен актовый зал и помещения для складирования всё того же белья, которое ныне стирают в Иркутске. 



Так почему же тогда очистные сооружения Северобайкальска, в которые сливаются все городские стоки, всё же продолжают получать штрафы за превышение допустимых концентраций веществ? Ответ на этот вопрос представители ВСЖД видят в возросшей нагрузке на городские очистные. Связано это, по их мнению, с подключением к системе большого количества новостроек, а также использованием новых моющих средств, химический состав которых становится всё более агрессивным. Исправить положение, по мнению железнодорожников, можно путём реконструкции объекта. Благо технологии такие существуют как за рубежом, так и в России. Пример того – опыт использования в вагонном участке оборудования ООО "ЭкоПромКомпания"  из города Владимир. 


В тот день ни один из вопросов общественников не остался без ответа. Более того, доводы специалистов ВСЖД убедили даже инженера и эколога Юрия Ажичакова, который обладает большими знаниями и опытом в данной сфере.


Так в северобайкальских предприятиях прошёл День открытых дверей. «Открытые двери» здесь были не заезженной метафорой, обозначающей подобные мероприятия, а точнейшим отражением сути мероприятия. Любые двери в тот день были открыты для всех без исключения. Поэтому все, кто имели таковое желание, воочию убедились в истинности информации ВСЖД и сомнительности распространяемых в их отношении слухов. 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментарий

Ажичаков Юрий 19 июля 2019 20:37
  • Нравится
  • 1
"Очистка от лжи" и покраска белой краской - я бы так назвал эту статью.
В статье показана только "белая сторона" вопроса и совершенно отсутствует вторая её половина. Например, нет ни одного вопроса, который был задан руководству локальных очистных сооружений от участников делегации, и тем более, убедили ли бы их. 
Вот некоторые из них.
«Если стоки после очистки на локомотивном депо такие чистые, то почему же их не использовать повторно для промывки тех же локомотивных узлов?» Мне ответили, что они не соответствуют необходимому качеству по технологии. То есть, чтобы смывать ими мазут и прочее они не подходят, а сливать в городской коллектор на очистные – они подходят?
"Вторая половина очищенных стоков в вагонном депо сливается в коллектор, и поступают на городские очистные сооружения. А почему бы их не использовать повторно и для ополаскивания вагонов после «намыливания»? Или они такие «чистые», что для этого не пригодны?"
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: