» » Северобайкальск – город Ленинградский. Рассказ о тех, кто построил наш город

Северобайкальск – город Ленинградский. Рассказ о тех, кто построил наш город

"Северобайкальск – город Ленинградский. Об этом должны помнить все северобайкальцы и чтить память о тех, кто построил наш любимый город", - в этом уверен активист-общественник, ветеран строительства Байкало-Амурской магистрали с 1975 года и заместитель начальника Штаба ЦК ВЛКСМ Бурятского участка БАМ Виктор Викторович Бардеев, который поделился с нашим порталом рассказом о ПМК "Ленинградбамстрой":

"Решением ЦК КПСС и Совета министров СССР коллективу Главленинградстроя было поручено построить новый город на Севере озера Байкал. Построить город на новом месте было задачей не из лёгких. Главной проблемой стала доставка строительных материалов из Ленинграда до места возведения города. Для ее решения в мае 1975года на станцию Култук Иркутской области прибыли первые строители и техника. В короткие сроки там была построена транспортно-перевалочная база для транспортировки с причала по озеру Байкал до 70 тыс. тонн грузов в год, собраны и спущены на воду две первые баржи. 

7 июня 1975 года 33 строителя во главе с А.Г.Поповым высадились на мысе Курлы, чтобы начать строительство нового города. Проектный институт «Ленгипрогор» разработал генеральный план Северобайкальска, а также проекты отдельных зданий общественного и культурно-бытового назначения.17 ноября 1975г. проект г.Северобайкальск был утвержден. Сегодня написаны сотни книг с воспоминаниями о строительстве Байкало-Амурской магистрали, где отдельной строкой отмечена работа и жизнь трудового коллектива ПМК «Ленинградбамстрой». За 20 лет строительства города ленинградскую школу строителей прошли тысячи людей. Четкая, слаженная работа руководства и всех служб управления ПМК «Ленинградбамстрой», оснащение современной строительной техникой и создание собственной базы стойиндустрии позволили коллективу отлично справиться с задачами, поставленными в годы стройки века. 

Первым управляющим треста «Ленинградбамстой» был назначен Б.А. Тихомиров, главным инженером – А.И. Доманик, заместителями - по производству и по быту – М.М. Комолов и А.А. Власов, главным бухгалтером – В.П. Афанасьева, отдел кадров возглавила Н.А.Орлова, а отдел снабжения – В.С. Калинин. Позднее коллектив возглавляли В.В. Кириллов, В.Г. Миронов, В.М. Анисимов. 

Строительный участок №1 ПМК «Ленбамстрой» занимался строительством кирпичных зданий – жилых домов и объектов соцкультбыта. Начальниками участков в разное время являлись: А.Г. Попов, Р.Н. Цеба, А.Г. Сычев, Д.В. Яковлев, прорабами этого участка были Н. Суховерков, И. Юлдашев, Е. Марьясов, Н. Платонов, Ю. Комаров, А. Хоботов, бригадирами были В. Денисенко (комсомольско-молодежная бригада), В. Беляш, В. Боковнев. В состав комплексных бригад входили каменщики, сварщики, плотники, бетонщики, электрики. Этим участком были построены здание городской администрации, дворец культуры железнодорожников, вокзал, общежитие, школа №11, детские сады, городская баня, кирпичные жилые дома со встроенными помещениями.

Строительный участок №2 занимался монтажом железобетонных и металлических конструкций, возведением фундаментов для панельных домов 122-й серии. В состав бригад этого участка входили монтажники, сварщики, плотники, бетонщики, электрики. Начальниками участка работали А.С. Мосейкин, А.З. Пукис, А.И. Шульга, А.Ф. Фролов, прорабами, мастерами были А. Панфилов, А. Федоров, В. Шайтанов, бригадирами трудились А. Пашук, В. Осипов, В. Василевский, А. Петров, В. Павлов, В. Аркадьев, В. Федин, А. Бачин. Этим участком построены жилые панельные дома, больница и торговый центр. 

Строительный участок №3 занимался отделочными, штукатурными, малярными, плиточными и столярно-плотничными работами. В состав участка входили бригады стекольщиков, паркетчиков, кровельщиков. Начальниками этого участка работали М. Крыжановский, В. Крайнев, А. Вахрушев, Н. Шубин, прорабами А. Макеев, С. Добрынин, В. Костин, И. Астахов, На этом участке трудились знаменитые бригады Л. Чебуниной, Алексеевой, Н. Боковневой, Г. Капур. В каждом доме, подъезде и квартире нашего города есть вклад работников этого участка. 

Строительный участок №4 занимался благоустройством прилегающих территорий объектов, включая укладку тротуарной плитки, обустройство проезжей части около домов, газонов, посадку зеленых насаждений, возведение малых форм и детских площадок. Руководили участком П.З. Меерсон и В. Осокин.

Участок погрузо-разгрузочных работ занимался приемкой материалов и конструкций на обустроенном собственном обустроенном железнодорожном тупике, где разгружались вагоны, проводилось складирование и последующая вывозка материалов на строительные участки и центральный склад. Начальниками этого участка в разное время работали Н. Ботка, В. Козел, В. Сипягин, В. Сидоренко, В. Сараев, мастерами были Г. Федорова, Л. Мезенцева, приемосдатчиками трудились О. Кузьмина, О. Цаллагова.

В цехах промбазы на специальном оборудовании производилось изготовление различных железобетонных конструкций и изделий, необходимых на строительных участках – арматурные каркасы, закладные детали, железобетонные плиты, бетонные армированные плиты, мелкие изделия из бетона и раствора разных марок плотности. Бетонорастворным узлом управляли мастера С. Моисеев, В. Данилова, бригадирами работали Ю. Четкин, Н. Скрипилов. Арматурным цехом заведовали мастера Г. Гапонникова, А. Коваль, бригадиры В. Шелегов, А. Шевченко.

Дробильно-сортировочный участок снабжал строителей инертными материалами – песком и щебнем. Мастерами здесь работали В. Тюсов, В. Матвеев, П. Муратов.

Лесоучасток занимался заготовкой и переработкой леса на пилорамах. Мастерами трудились И. Кругляков, Е. Ясенков и А. Малычев, а бригадирами –Г. Соколов, Н. Кокорев.

Энергоучасток обеспечивал энергоснабжение промбазы, жилого микрорайона ленинградских строителей и возводимых объектов. Главными энергетиками были С. Плиска, С. Житников, А. Шмакотин, В. Литвин, В. Артазеев.

Котельная Ленбамстроя отапливала жилой поселок Ленбама и промбазу с административным зданием. 

Стройлаборатория под руководством Т.Ф. Дроздовой и инженера М. Шароновой обеспечивала контроль качества инертных материалов – песка и щебня. Постоянно отбирались пробы на соответствие прочности бетона, раствора, арматурных каркасов.

Отдел снабжения организовывал четкое снабжение строительных участков материалами, выполнял заявки на поставку строительных материалов и конструкций из г. Ленинграда железнодорожными вагонами и платформами. Отделом снабжения руководили В.М. Анисимов, П.П. Каплин, А.С. Игнатьев, заведующими центральным складом работали А.Г. Чухарева, Л .Панфилова.

В первые годы строительства все работники ПМК жили во временном поселке и для его содержания была создана собственная служба ЖКХ – жилищно-коммунальный отдел, занимающийся ремонтом жилого фонда, содержанием жилой территории, вывозом твёрдых бытовых отходов, содержанием клуба, общежития и бани. Руководили отделом С.С. Дьячук, Р. Денисенко.

В структуре ПМК работал участок большой механизации, состоящий из бригад, обслуживающих всю строительную технику на всех участках и на промбазе. Земляные работы нулевого цикла, выемку грунта выполняли экскаваторщики. На планировке котлованов, обратной засыпке и перемещении грунта работали бульдозеристы, машинисты погрузчиков. Более 20 башенных кранов, автокранов и 4 автокрана «КАТО» (комсомольский молодёжный экипаж Н. Гариста) работали на монтаже строящихся зданий. На этом участке имелся автопарк, состоящий из грузовых и легковых автомобилей и двух автобусов для перевозки работников. Одновременно на участке работали около 100 человек. Начальниками участка были В. Васильев, Ю. Котлома, Е. Чистяков, Ю. Ерохин, Г. Тен, Н. Полосков. Механиками участка были В. Голодяев, В. Замахин, А. Куценко, бригадирами по ремонту техники – Г. Стоянов, А. Иванов.

Участок малой механизации под руководством начальников участка В. Машанова, В. Полипова, В. Артазеева, Г. Раскина и бригадиров В. Сафронова, Н. Милюшкина, Г. Воронина занимался обслуживанием лебёдок, подъемников, бетономешалок, изготовлением различных видов строительной опалубки и малых форм. Этим участком выполнялись все слесарные, токарные и кузнечные работы. 

Электромонтажные работы по строительству города производила субподрядная организация ЛМУ-12 (ленинградское монтажное управление треста «Электромонтаж-55»), представителями  этих работ были В. Кадзов, А. Буров, Н. Басов.

Укладку и монтаж наружных сетей выполняла субподрядная организация УНР-309 под руководством В. Дубровского и бригадира С. Литовченко.

Трудовым коллективом ПМК «Ленинградбамстой» под руководством опытных управленцев В.Г. Миронова, В.М. Анисимова, 
А.Г. Сычева, В.А. Фрайса согласно проекта строительства Байкало-Амурской магистрали в городе Северобайкальске было построено 54 пятиэтажных крупнопанельных и кирпичных дома, все здания социально- бытового назначения. Тысячи тружеников «Ленбамстроя» отдали свои лучшие годы жизни строительству нового города на севере Байкала, который по праву может называться Северобайкальск – город ЛЕНИНГРАДСКИЙ!!!"


Как пояснил В.В. Бардеев - автор материала, при подготовке статьи он использовал сведения с информационного стенда, расположенного возле административного здания ПМК "Ленинградбамстрой", составленные на основе книги Татьяны Муратовой
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: