» » Запретная тема. Рыбак из Северобайкалья высказался об ограничениях вылова омуля

Запретная тема. Рыбак из Северобайкалья высказался об ограничениях вылова омуля

Пенсионер А.А. Кашин направил в адрес нашего портала открытое письмо, в котором рыболов изложил своё мнение относительно запрета на вылов байкальского омуля. Предлагаем Вашему вниманию полный текст письма, а также поучаствовать в опросе, посвящённый данной теме.

"И снова об омуле.

Немного истории о возникновении запрета

1. Учет численности омуля осуществляется методом  т.н. контрольных сплавок на основных нерестовых реках - Селенга и Верхняя Ангара. Ихтиологические посты, где и производятся данные сплавки, находятся на значительном удалении  от устья этих   рек - на 20 и более км. вверх по течению.  

Наиболее интенсивный браконьерский прессинг на нерестовые косяки рыб происходит  ниже по течению означенных постов в предустьевой акватории и протоках дельты этих рек, которых значительное количество. 

Сопровождение нерестовых косяков омуля органами рыбоохраны,  как это было до 80-х годов прошлого столетия, не производится как по объективным,  так и субъективным причинам. 

Отсутствует организованный учет численности омуля  на реках Кичера и Тыя, по которой нерестовая рыба поднимается до городского водозабора, а случаи добычи омуля отмечались и выше по течению.  

Как следствие выше названых причин, количественная  оценка количества омуля имеет значительную погрешность. Инициатором введения запрета на добычу байкальского омуля является Байкальский филиал ФГБНУ «Госрыбцентр»,   при этом руководитель филиала В.А. Петерфельд признает, что последний качественный учет омуля производился в 2011 г.

Ученые Лимнологического института СО РАН не согласны с подсчетами специалистов Росрыболовства (в том числе Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр»). Во время проведения оценки численности популяции омуля с помощью эхолота в 2011 году они пришли к выводу, что в Байкале обитает более 30 тысяч тонн омуля. По мнению директора института Андрея Федотова, в воспроизводстве участвует только 5% от общего числа омуля, живущего в Байкале, и оснований идти на запретительные меры нет. С ним согласен заместитель директора по науке Лимнологического института СО РАН Вадим Анненков. В Лимнологическом институте СО РАН говорят, что уже в 2018 году на Байкале должны были внедрить систему тралово-акустического учета рыбы. 

Реализовать проект планировалось в рамках действующей государственной программы по охране озера Байкал. На ее исполнение (программа была рассчитана на срок до 2020 года) предусмотрено 27 млрд. рублей. Однако внедрение новых методов учета так и не произошло — по словам ученых, отказаться от него решили из-за нехватки средств.

Декан биолого-почвенного факультета Иркутского государственного университета, доктор биологических наук, профессор Аркадий Матвеев заявлял: "Данные исследований Росрыболовства по численности нерестовых стад, на которые опираются при принятии решений Минсельхоз и Минприроды, действительно, сложно назвать объективными". Поскольку последние 20 лет из-за отсутствия финансирования системная работа по изучению численности омуля не велась, то и объективных данных о состоянии популяции нет. По словам Аркадия Матвеева, обоснованные научные данные о численности омуля имелись только в 80-е годы прошлого века, они составлялись на основе траловых и акустических съемок, чего инициаторы запрета не проводили. Исправить ситуацию позволит внедрение тралово-акустического учета, т.е. внедрение метода системы тралово-акустического учета рыбы дает наиболее достоверные сведения о состоянии как количественного так качественного поголовья байкальского омуля.

 Это что касалось предыстории  запрета.

Что имеется на данный  момент


Согласно внесенным с 1 октября 2017 года изменений в  Правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна, добыча байкальского омуля запрещена повсеместно. Исключения действуют для учёных (в научных целях) и для коренных малочисленных народов.

2. Согласно   Приложению к приказу  Минсельхоза России от 24 апреля 2020 г. N 226 внесены дополнения к  Правилам   рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна, Приложение № 6 «Сроки и места добычи (вылова) байкальского омуля, сига на озере Байкал с использованием бормашовой уды». Данным Приложением устанавливаются места добычи (вылова).

На мой взгляд, данным Приложением введены еще одни (помимо самого запрета), дискриминационные меры против местного населения, а именно:
  1. Для жителей п. Нижнеангарск, с. Холодная, с. Душкачан, Верхняя Заимка  и других населенных пунктов района поездка на рыбалку становится непозволительной роскошью, учитывая доходы населения и стоимость ГСМ. В частности, для жителя с. Верхняя Заимка поездка до ближайшего рыболовного участка и обратно – более 150 км.
  2. Основная масса рыбаков априори становится   нарушителями т.к. отведенные рыболовные участки физически «отвешковать» т.е. провести визуально видимую границу невозможно т.к. общая протяжённость периметра равна 67 640 метрам и, учитывая   постоянные подвижки ледового покрытия (даже если средства на обозначения границ участков будут выделены), вешки будут смещаться, ломаться и т.д. 
  3. Основная масса рыбаков не в состоянии приобрести дорогостоящие навигационные приборы. 
  4. При этом даже те, кто имеет навигационные приборы, могут быть признаны нарушителями границ участков т.к. в навигаторах устанавливаются  различные системы координат, что существенно влияет  на определение фактического места нахождения.
  5. Нет значительных причин введения данных «мест добычи (вылова)», ни с точки зрения ихтиологии, ни сточки зрения охраны популяции омуля.

На что еще хочу обратить особое внимание? Федеральный Закон №475-ФЗ Статья 8. «Правила рыболовства и иные регламентирующие осуществление любительского рыболовства правила».

Приведу прямые цитаты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №475-ФЗ О ЛЮБИТЕЛЬСКОМ РЫБОЛОВСТВЕ  


Статья 6. Водные объекты, на которых допускается или запрещается осуществление любительского рыболовства

1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. На водных объектах, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, любительское рыболовство осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

3. Осуществление любительского рыболовства может быть запрещено или ограничено на водных объектах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

4. Любительское рыболовство запрещается осуществлять на:
1) используемых для прудовой аквакультуры не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках) и на используемых в процессе функционирования мелиоративных систем (включая ирригационные системы) водных объектах;
2) иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу (вылов) водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.

Статья 7. Ограничения любительского рыболовства

1. В целях охраны окружающей среды, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания дополнительно к ограничениям рыболовства, предусмотренным Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", устанавливаются следующие ограничения любительского рыболовства:

1) периоды добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления любительского рыболовства гражданами с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов в водных объектах, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, в целях личного потребления;

2) запрет на осуществление любительского рыболовства с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока;

3) запрет на осуществление любительского рыболовства с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением случая, установленного статьей 9 настоящего Федерального закона;

4) запрет на осуществление любительского рыболовства способом подводной добычи водных биоресурсов (подводной охоты):
а) в местах массового отдыха граждан;
б) с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения водных биоресурсов под водой;
в) с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов;
г) с применением орудий добычи (вылова), используемых для подводной добычи (вылова) водных биоресурсов, над поверхностью водных объектов;

5) суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов.

2. При проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов не устанавливается.

3. Если иное не установлено правилами рыболовства, разрешается осуществлять любительское рыболовство с возвращением живых добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания.

Статья 8. Правила рыболовства и иные регламентирующие осуществление любительского рыболовства правила

1. Правила любительского рыболовства, в том числе ограничения любительского рыболовства, предусматриваются правилами рыболовства, установленными Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

2. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, особенности любительского рыболовства, в том числе ограничения любительского рыболовства, не урегулированные указанными в части 1 настоящей статьи правилами любительского рыболовства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными в установленном законодательством порядке по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке.

Говоря простым языком, только субъект, а в данном случае Республика Бурятия, имел право установления каких либо ограничений в действующие правила любительского рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна.

Для изменения существующей ситуации в действующие Правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна может потребоватьс внести изменения в «Главу IV. Любительское рыболовство», пункты   31.1, 31.5, а также исключить из данных Правил Приложение №6.  

PS.   Цитирование статей Закона необходимо для понятия легитимности действующих норм Правил  рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна."
Поддерживаете ли Вы послабления в законодательстве об охране экосистем озера Байкал?
Всего проголосовало: 48
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментарий

Павел Николаевич 13 сентября 2021 07:37
  • Нравится
  • 0
Статья 43.1. Правила рыболовства (N 166-ФЗот 20.12.2004)
2. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
в т.ч. ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов.
А в целом.
Запрет на промышленный и любительский вылов байкальского омуля (Приказ Минсельхоза России от 29.08.2017 № 450) введен в результате просчетов в оценке запасов, основанных на недостоверных данных промысловой статистики. Несмотря на понимание научного сообщества, в том числе подведомственных Росрыболовству организаций, и Ангаро-Байкальского управления Росрыболовства того, что причиной снижения запасов байкальского омуля является неблагоприятный для его воспроизводства аридный (сухой) тренд природно-климатических изменений в предшествующий период, а также катастрофический для популяций омуля уровень браконьерства на путях нерестовых миграций, не были приняты адекватные меры обеспечивающие восстановление его запасов. Рыбопромышленники и рыбаки-любители были «назначены» виновными без всяких научных обоснований и анализа административно-правовой практики. Позиция научного сообщества о том, что необходимость введения запрета не обоснована и является формальной мерой - демонстрацией «выполнения должностных обязанностей» уполномоченными лицами, не была принята во внимание. 
Любительское рыболовство омуля осуществляется преимущественно в нерестовый и преднерестовый период август-октябрь, когда нерестовое стадо мигрирует к местам воспроизводства в нерестовые реки, а также в зимне-весенний период с ледового покрова. Вследствие этого любительский лов, как и промышленный, основан на эксплуатации нагульного стада и  не может оказывать негативного воздействия на уровень воспроизводства. Следует отметить, что до введения запрета правилами рыболовства были определены сроки и районы запрещенные для рыболовства где происходит формирование и  миграции нерестовых косяков. Поэтому для сохранения и восстановления запасов омуля более эффективными мерами могли послужить не введение новых ограничений рыболовства, а усиленный контроль за исполнением законодательства на запретных акваториях в запретные сроки добычи.  
Введением запрета уполномоченные лица расписались в своей несостоятельности. Их задача состоит в том, чтобы "волки были сыты и овцы целы", а "господа" быстро переобулись в спасителей байкальского омуля.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: